Легенда
о святом Атабеке
Святой Атабек, жил в то столетие, когда казахи воевали с джунгарами.
Однажды он, спасаясь от погони, укрылся в самой большой пещере горы,
а Аллах создал святому старцу в глубине ее источник пресной воды.
Враги не могли найти эту пещеру, потому что она расположена не у
подножия, а на высоте, в отвесной скале.
Наверное, отсюда и название. Бектауата
- "гора Атабека". Пещеру в Бектауата местные жители назвали
"Аулие", что значит святая. Называли эту пещеру живородящей,
потому что было поверье, что она помогает бездетным женщинам.
Легенда о Каркаралинске
Существует в народе поверье о том, что девушка-красавица потеряла
в степи свою драгоценную каркару (бриллиантовое украшение на головном
уборе), отсюда и название - Каркаралы.
Легенда
о Кызыл-Кентском дворце
Жил когда-то в степи хан Ауке. Выросла у него дочь, красавица
Нежде. Случилось как-то другому хану, старому Контаже быть в гостях
у Ауке. Увидел он молодую красавицу и крепко запала она ему в
голову. Решил повелитель забалхашских степей посватать Нежде.
Дома собрал подарки хану и его дочке, снарядил караван, и поехали
сваты.
Обещал Контаже хороший калым, и хотя плакала дочь, не дрогнуло
сердце Ауке. Пришлось красавице Нежде покинуть отцовский дом.
По старому обычаю невеста выехала к жениху с приданым. Большой
караван вышел, одних верблюдов с добром до пятидесяти, свита из
сорока девушек и сорока джигитов, да еще рабы и рабыни для услуг.
Охраняли красавицу два батыра: калмык и казах.
Пока собирались, наступила поздняя осень. Едва подошли к горам
Кент, похолодало, пошел снег. Два дня бушевала метель и столько
упало с неба белого пуха, что засыпало караван. Никто не смог
пошевелиться. Все думали, что смерть пришла, и поднялся плач.
Разбудила Нежде батыров, которые спали под кошмой и не знали о
беде. Встали тогда они, расправили плечи и говорят друг другу:
"Давай поборемся, станет тепло, мы и людей согреем".
И такие это, были могучие и сильные батыры. Пока боролись, столько
шло от них тепла, что оттаяла одежда людей, а потом и снег исчез.
Потекли ручьи. Пора бы уже остановиться, но вошли борцы в раж.
Забыли, что вначале схватились в шутку. Насмерть свалил казахский
батыр калмыка. Как увидела это Нежде, рассердилась, хотела отправить
храбреца к отцу. Но посмотрела на победителя и гнев прошел. Полюбился
ей молодой казах. И сказала Нежде: "Перезимуем здесь, построим
дом". Не посмели слуги ослушаться ханской дочки. Живо взялись
за дело, выстроили из камней дворец и назвали его Кызыл-Кент.
Весной влюбленные расстались, но говорят - когда поднимается в
горах буря, это тоскует душа батыра...
Легенда
об озере Шайтанколь
Богатому и властному баю Тлеуберды издавна принадлежала большая
часть необозримой степи. Но дороже всех сокровищ он ценил красоту
шестнадцатилетней дочери Сулушаш. Стройная и нежная, с глазами
спелой смородины и водопадом смолистых кос, она привлекала к себе
взоры многих джигитов. Но только одного любила - Алтая, табунщика
из родного аула. Но не хотел родниться с бедняком Тлеуберды. И
Сулушаш решает бежать. Девушка, ее возлюбленный и друг Алтая Кайсар
тайно покидают родной аул.
Много дней скитались влюбленные в степи, пока не нашли убежища
в горах Каркаралы. Сизым осенним днем беглецы добрались до озера
Шайтанколь. Алтай и Кайсар, оставив Сулушаш в пещере на берегу
озера, отправились на охоту. Преследуя архара, Кайсар сорвался
со скалы и погиб.
В это время Сулушаш задыхалась от дыма. Это Тлеуберды поджег лес,
чтоб хоть как-то отомстить Алтаю и Сулушаш. Спасаясь от огня,
девушка выбежала из пещеры и столкнулась с тигром. Она бросилась
в озеро, только бы не попасть в лапы к разъяренному зверю. Ее
прощальные слова эхо донесло до слуха Алтая. Он уже бессилен был
спасти любимую: бархатная тюбетейка Сулушаш сиротливо покачивалась
на серых от пепла водах озера.
Алтай не смог пережить такого горя. Без колебаний он вонзил в
сердце кинжал...
Легенда
об Аппаке Байжанове
|
Однажды
в степях Казахстана произошло знаменательное событие, оставшееся
тогда, впрочем, неизвестным широким кругам общества.
В один из весенних дней 1833 г. юноша - пастух Аппак Байжанов
прогонял скот, принадлежащий богатому баю, мимо урочища
Караганды, в 25 км. южнее большой реки Нуры. Молодой пастух
проворно бегал взад и вперед, поторапливая отставших животных
и загоняя в стадо забредших в сторону. |
Развлекаясь,
он порой заглядывал в норки сурков, и разбросанные по степи. У
одной из них он увидел кучу черных гладких, словно отполированных
камешков. Их, видимо, выкинули сурки из своих нор. Уже тогда в
казахском народе ходили бесчисленные предания о богатствах родной
земли - о золоте, серебре, меди, таящихся где-то глубоко в ее
недрах. Увидев камешки, пастух тотчас же вспомнил о рассказах,
слышанных от отца, о том, какие богатства и слава ждут того, кто
откроет великие сокровища, спрятанные в глубине земли. Вечером
юноша показал свою находку старикам. Сидя у большого костра, почтенные
люди рассматривали находку.
"Нет, - единодушно заявили они, - это не медь, и не золото,
и не серебро. Но это и не земля!"
Вдруг один камешек упал в костер и загорелся. "Камень горит!"
- с изумлением говорили собравшиеся у костра. А на завтра весть
о необычном горящем камне, найденном Аппаком, пошла гулять по
степи.
|
|
|
|