Легенда 
              о святом Атабеке  
              Святой Атабек, жил в то столетие, когда казахи воевали с джунгарами. 
               
              Однажды он, спасаясь от погони, укрылся в самой большой пещере горы, 
              а Аллах создал святому старцу в глубине ее источник пресной воды. 
               
              Враги не могли найти эту пещеру, потому что она расположена не у 
              подножия, а на высоте, в отвесной скале.  
               
              Наверное, отсюда и название. Бектауата 
              - "гора Атабека". Пещеру в Бектауата местные жители назвали 
              "Аулие", что значит святая. Называли эту пещеру живородящей, 
              потому что было поверье, что она помогает бездетным женщинам.  
               
                Легенда о Каркаралинске   
                Существует в народе поверье о том, что девушка-красавица потеряла 
                в степи свою драгоценную каркару (бриллиантовое украшение на головном 
                уборе), отсюда и название - Каркаралы.  
               Легенда 
                о Кызыл-Кентском дворце   
                Жил когда-то в степи хан Ауке. Выросла у него дочь, красавица 
                Нежде. Случилось как-то другому хану, старому Контаже быть в гостях 
                у Ауке. Увидел он молодую красавицу и крепко запала она ему в 
                голову. Решил повелитель забалхашских степей посватать Нежде. 
                Дома собрал подарки хану и его дочке, снарядил караван, и поехали 
                сваты.  
                Обещал Контаже хороший калым, и хотя плакала дочь, не дрогнуло 
                сердце Ауке. Пришлось красавице Нежде покинуть отцовский дом. 
                По старому обычаю невеста выехала к жениху с приданым. Большой 
                караван вышел, одних верблюдов с добром до пятидесяти, свита из 
                сорока девушек и сорока джигитов, да еще рабы и рабыни для услуг. 
                Охраняли красавицу два батыра: калмык и казах.  
                Пока собирались, наступила поздняя осень. Едва подошли к горам 
                Кент, похолодало, пошел снег. Два дня бушевала метель и столько 
                упало с неба белого пуха, что засыпало караван. Никто не смог 
                пошевелиться. Все думали, что смерть пришла, и поднялся плач. 
                Разбудила Нежде батыров, которые спали под кошмой и не знали о 
                беде. Встали тогда они, расправили плечи и говорят друг другу: 
                "Давай поборемся, станет тепло, мы и людей согреем". 
                И такие это, были могучие и сильные батыры. Пока боролись, столько 
                шло от них тепла, что оттаяла одежда людей, а потом и снег исчез. 
                 
                Потекли ручьи. Пора бы уже остановиться, но вошли борцы в раж. 
                Забыли, что вначале схватились в шутку. Насмерть свалил казахский 
                батыр калмыка. Как увидела это Нежде, рассердилась, хотела отправить 
                храбреца к отцу. Но посмотрела на победителя и гнев прошел. Полюбился 
                ей молодой казах. И сказала Нежде: "Перезимуем здесь, построим 
                дом". Не посмели слуги ослушаться ханской дочки. Живо взялись 
                за дело, выстроили из камней дворец и назвали его Кызыл-Кент. 
                Весной влюбленные расстались, но говорят - когда поднимается в 
                горах буря, это тоскует душа батыра...  
               Легенда 
                об озере Шайтанколь   
                Богатому и властному баю Тлеуберды издавна принадлежала большая 
                часть необозримой степи. Но дороже всех сокровищ он ценил красоту 
                шестнадцатилетней дочери Сулушаш. Стройная и нежная, с глазами 
                спелой смородины и водопадом смолистых кос, она привлекала к себе 
                взоры многих джигитов. Но только одного любила - Алтая, табунщика 
                из родного аула. Но не хотел родниться с бедняком Тлеуберды. И 
                Сулушаш решает бежать. Девушка, ее возлюбленный и друг Алтая Кайсар 
                тайно покидают родной аул.  
                Много дней скитались влюбленные в степи, пока не нашли убежища 
                в горах Каркаралы. Сизым осенним днем беглецы добрались до озера 
                Шайтанколь. Алтай и Кайсар, оставив Сулушаш в пещере на берегу 
                озера, отправились на охоту. Преследуя архара, Кайсар сорвался 
                со скалы и погиб.  
                В это время Сулушаш задыхалась от дыма. Это Тлеуберды поджег лес, 
                чтоб хоть как-то отомстить Алтаю и Сулушаш. Спасаясь от огня, 
                девушка выбежала из пещеры и столкнулась с тигром. Она бросилась 
                в озеро, только бы не попасть в лапы к разъяренному зверю. Ее 
                прощальные слова эхо донесло до слуха Алтая. Он уже бессилен был 
                спасти любимую: бархатная тюбетейка Сулушаш сиротливо покачивалась 
                на серых от пепла водах озера.  
                Алтай не смог пережить такого горя. Без колебаний он вонзил в 
                сердце кинжал...  
               Легенда 
                об Аппаке Байжанове 
               
                
                   | 
                  Однажды 
                      в степях Казахстана произошло знаменательное событие, оставшееся 
                      тогда, впрочем, неизвестным широким кругам общества.  
                      В один из весенних дней 1833 г. юноша - пастух Аппак Байжанов 
                      прогонял скот, принадлежащий богатому баю, мимо урочища 
                      Караганды, в 25 км. южнее большой реки Нуры. Молодой пастух 
                      проворно бегал взад и вперед, поторапливая отставших животных 
                      и загоняя в стадо забредших в сторону.   | 
                 
               
               Развлекаясь, 
                он порой заглядывал в норки сурков, и разбросанные по степи. У 
                одной из них он увидел кучу черных гладких, словно отполированных 
                камешков. Их, видимо, выкинули сурки из своих нор. Уже тогда в 
                казахском народе ходили бесчисленные предания о богатствах родной 
                земли - о золоте, серебре, меди, таящихся где-то глубоко в ее 
                недрах. Увидев камешки, пастух тотчас же вспомнил о рассказах, 
                слышанных от отца, о том, какие богатства и слава ждут того, кто 
                откроет великие сокровища, спрятанные в глубине земли. Вечером 
                юноша показал свою находку старикам. Сидя у большого костра, почтенные 
                люди рассматривали находку.  
                "Нет, - единодушно заявили они, - это не медь, и не золото, 
                и не серебро. Но это и не земля!"  
                Вдруг один камешек упал в костер и загорелся. "Камень горит!" 
                - с изумлением говорили собравшиеся у костра. А на завтра весть 
                о необычном горящем камне, найденном Аппаком, пошла гулять по 
                степи.  
                 
                
                | 
         
       
      
     | 
     
      
     | 
      |